Содержание
Работы по подъёму и перемещению различных грузов не редкость в строительстве, лесозаготовках или при проведении аварийно-спасательных операций. Поскольку такие работы часто связаны с повышенными опасностями, неудобствами проведения и травматизмом рабочего персонала, они нуждаются в применении средств малой механизации.
Монтажно-тяговые механизмы: разновидности и составные части
Часто в данную категорию включают и различного рода рычажные лебёдки, но такой подход не совсем правилен по нескольким причинам:
- как следует из названия, в данных устройствах используется рычажный привод, в то время, как монтажно-тяговые механизмы работают с системой тросов;
- рычажные лебёдки наматывают канат с грузом на барабан, а поэтому применяются только с грузовым канатом конечной длины;
- способ перемещения каната внутри корпуса лебёдки и монтажно-тягового механизма различны;
- редуктор, характерный для рычажных лебёдок, в монтажно-тяговых механизмах отсутствует.
Типовая конструкция рассматриваемого ручного приспособления включает в себя:
- Алюминиевый разъёмный корпус, снабжённый технологическими отверстиями для смазки всех поворотных осей.
- Двухрычажного механизма для прямого и возвратного перемещения троса (такой механизм часто называют тандемным).
- Механизма захвата с трещоткой, которая позволяет паре захватов свободно двигаться только в одном направлении.
- Анкерного штифта, которым контролируется направление каната.
- Регулируемых эксцентриковых зажимов.
- Рычага для отвода эксцентриков в нерабочее положение.
- Предохранительного срезывающегося штифта.
- Удлинительной рукоятки, надеваемой на рычаг прямого хода.
- Крюка с коушем, закреплённого к торцу грузового каната.
Некоторые производители комплектуют монтажно-тяговые механизмы (МТМ) ремонтными комплектами, которые включают в себя бухту каната длиной до 15-20 метров с запасным грузовым крюком. При износе основного троса, он легко заменяется на запасной, поскольку один из концов троса завальцован, и его легко можно протянуть через направляющие эксцентрики тандемного механизма. Эффективность использования МТМ можно увеличить, если применять их совместно с полиспастами: это позволяет вдвое повысить грузоподъёмность приспособления.
Принцип работы
Для использования монтажно-тягового механизма необходимо завести часть каната внутрь корпуса, для чего при помощи отводного рычага разводят эксцентрики захватного узла. Канат пропускают внутрь МТМ и выводят его наружу, поверх анкерного штифта, до места крепления приспособления. После этого набрасывают грузовой крюк на груз, и опускают рычаг с захватами. Для страховки на ось анкерного штифта набрасывают фиксирующую цепь.
При ручном подъёме или транспортировании груза при помощи рукоятки начинают поворачивать задний, тяговый рычаг. При этом включается в работу тандемный механизм: верхняя пара зажимов обхватывает канат и скользит с ним по направляющим эксцентрикам, а то время, как нижняя пара служит опорой для каната. Возникающие при этом силы трения способствуют перемещению груза в пределах дуги поворота рычага. Для следующего цикла рукоятка отводится назад. В это время эксцентрики проворачиваются, и вводят в контакт с канатом рамку с трещоткой, которая фиксирует груз в прежнем положении. В конце поворота рычаг прямого хода захватывает новую часть каната, а рычаг обратного хода отводит трещотку вверх. Цикл повторяется.
Производительность работ по подъёму и перемещению грузов при помощи рассматриваемого механизма определяется длиной рукоятки и интенсивностью качаний рычага прямого хода, и не зависит от длины каната (стандартная комплектация каната – 20 м). В этом заключается главное преимущество монтажно-тягового механизма.
В большинстве конструкций усилие на рукоятке прямого хода колеблется в пределах 30…50 кг, в то время, как грузоподъёмность механизма достигает 5,4 т. Снижать это значение за счёт увеличения длины рукоятки нецелесообразно, поскольку возрастают габариты механизма и величина пространства, необходимого для поворота рукоятки.
Надёжность МТМ определяется состоянием эксцентриковых роликов тандемного механизма. В частности, недопустимо попадание на их поверхности смазки: она уменьшит трение между зажимами и трещоткой, что чревато самопроизвольным опусканием груза, и поворотом грузового рычага. Поэтому при техобслуживании ручного монтажно-тягового механизма смазывают только оси рычагов и эксцентриковых захватов.
Модели МТМ
Выбор типоразмера МТМ зависит от требуемой грузоподъёмности. На практике чаще всего используют устройства от 0,8 до 5,4 т. Технические характеристики рассмотренных приспособлений отечественного производства сведены в таблицу:
Модель | Грузоподъёмность, кг | Диаметр троса, мм | Примерное усилие на рычаге, кг | Ход рычага, мм | Длина рукоятки, мм | Цена, тыс. руб. |
МТМ-0,8 | 800 | 8 | 20 | 55 | 600 | 7,3…7,5 |
МТМ-1,6 | 1600 | 11 | 30 | 50 | 1200 | 10,5…11,0 |
МТМ-3,2 | 3200 | 16 | 35 | 40 | 1200 | 18,5…20,0 |
МТМ-5,4 | 5400 | 20 | 45 | 32 | 1500 | 43.5…45,0 |
Популярностью пользуются также монтажно-тяговые механизмы швейцарского бренда Jet (производятся в КНР). Линейка МТМ от Jet включает в себя ручные устройства грузоподъёмностью 1,2; 2,4 и 4,8 т. Цена таких МТМ составляет соответственно 8300, 12000 и 19500 руб.