Содержание
Для дистанционной расстроповки грузов, что существенно снижает трудоёмкость такелажных операций, используется трёхштыревое захватное приспособление, известное как замок Смаля. Оно не только упрощает работу, но и позволяет работать в условиях где нет места для манёвров со стропами.
Устройство
Замок Смаля относится к группе строительных захватов штыревого типа и применяется совместно с различными видами строп там, где ограниченные пространственные габариты не допускают присутствие стропальщика.
Устройство состоит из следующих элементов:
- Двух стальных пластин, которые в соответствии с требованиями ГОСТ 24259-80 должны изготавливаться штамповкой из стали марок Ст.3 или Ст.3кп. В каждой из пластин имеются по три соосно расположенных отверстия.
- Двух стальных осей, которые вводятся в смежные отверстия пластин, и фиксируются гайками с пружинными шайбами.
- Центрирующей втулки, которая запрессовывается в нижнее отверстие одной из щёк.
- Стакана для подвижного штыря, который вводится в нижнее отверстие щеки с противоположной стороны.
- Пружины, опирающейся на внутреннюю поверхность стакана.
- Подвижного штыря, один конец которого вводится в центрирующую втулку, а второй – в отверстие противоположной щеки. С этой стороны штырь снабжается жёстко соединённой с ним проушиной. Штырь размещается в стакане, и подприжинивается.
- Накидной гайки с отверстием для выхода канатной оттяжки и фиксации пружины в сжатом положении.
- Канатной оттяжки, которая предназначена для удалённого извлечения подвижного штыря из нижнего отверстия. Оттяжка фиксируется на проушине.
Размеры всех элементов замка Смаля изготавливаются в зависимости от грузоподъёмности приспособления.
Принцип работы
В процессе застроповки груза с использованием замка Смаля такелажник вводит канатный строп в зазор между неподивжными штырями и огибает им нижний из них. Затем нижний, подвижный штырь, преодолевая сопротивление пружины, оттягивается, строп вводится между щеками, после чего деталь возвращают в исходное положение. Далее строп в обычном порядке навешивается своей свободной петлёй на крюк крана или грузовой лебёдки.
Длина канатной оттяжки выбирается так, чтобы стропальщик смог безопасно отсоединить подвижный штырь от щеки, и открыть замок. Перед расстроповкой хват стропа ослабляют.
Особо эффективно применение замка Смаля для перемещения грузов со сложной конфигурацией наружной поверхности и в случаях, когда образовать монтажную петлю по каким-либо причинам невозможно.
Техническое обслуживание замка Смаля сводится к периодической очистке поверхностей подвижных и неподвижных штырей, а также осмотру пружины и такелажной оттяжки на предмет отсутствия повреждений – трещин, разрыва прядей и т. п.
Замки Смаля выпускаются рассчитанными на грузоподъёмность от 1000 до 16000 кг. Маркируются они буквами ЗЗС (защитный замок Смаля), а далее – через тире – указывается грузоподъёмность приспособления в тоннах. Например, обозначение ЗЗС-10,0 соответствует замку Смаля, рассчитанному на 10000 кг.
К рассматриваемому штыревому захвату применяются те же ограничительные нормы, что и для других типов грузозахватных устройств.
Выбор типоразмера замка Смаля рекомендуется проводить с пятикратным запасом по прочности.
Для удобства применения штыревого захвата ограничивают минимальное расстояние между осями отверстий, которое не должно быть менее 40 мм.
Стандартная линейка типоразмеров замка Смаля в тоннах соответствует основному нормальному размерному ряду согласно ГОСТ 6636-69: 1,0; 1,6; 2,0; 2,5; 3,2; 4,0; 6,3; 8,0; 10,0; 16,0.
Наибольший продольный габарит замка не превышает 420 мм, что позволяет успешно применять замки в труднодоступных для расстроповки местах.