Содержание
Цепи для фиксирования груза, либо его перемещения далеко не всегда бывают нужных размеров. Для их наращивания и соединения предназначены соединители цепей различных конструкций. Они не предназначены для силового использования, но, тем не менее, являются важной частью такелажа.
Виды соединителей
В отечественной практике соединители цепей не являются стандартизированными крепёжными изделиями, а потому выпускаются по нормам Федеральных стандартов DIN. Согласно этим стандартам различают:
- Соединители цепей открытого типа, ось которых незамкнута по контуру.
- Соединители цепей закрытого типа с серьгой.
- Соединители цепей закрытого типа с винтовым замыканием (карабины).
Открытые соединители цепей отличаются наиболее простым устройством, напоминающим разрезанное в одном месте цепное звено со скошенными под углом торцами. В разрез вводятся звенья смежных цепей, после чего место соединения смыкается либо пассатижами, либо ударами молотка. Наличие скоса позволяет легко выполнять обратную операцию – разъединение (для этого достаточно ввести в имеющуюся щель жало отвёртки, и разомкнуть соединитель). Для надёжности величина зазора в щели должна многократно превышать диаметр цепного звена.
При длительной работе щель открытого соединителя может увеличиваться, что негативно повлияет на функцию такелажной детали. Поэтому в более ответственных случаях используются закрытые соединители цепей. Для геометрического замыкания могут быть использованы грузовой винт, либо гайка. Такой крепёж состоит из двух деталей – незамкнутого элемента в виде овала (или серьги, напоминающей латинскую букву U) и замыкателя – грузового винта или гайки.
Технологические возможности
Соединитель цепи с серьгой (DIN 82101) классифицируется по диаметру винта и размерам внутреннего пространства дуги. Диапазон выдерживаемых им рабочих нагрузок составляет до 800 кг для такелажа 5×5 (первое число обозначает внутренний диаметр серьги, второе — диаметр винта) до 15000 кг для такелажа 22×25. В головке грузового винта имеется отверстие, за которое крепёж может фиксироваться. Устройство отличается наименьшей трудоёмкостью разъединения, однако имеет технологический недостаток – при частых рывках или превышении нагрузки ось грузового винта может изогнуться, и тогда демонтаж соединителя усложняется.
Более функциональными являются винтовые соединители цепи или карабины, которые производятся в соответствии с техническими требованиями DIN 5299. Этот такелаж представляет собой разрезанное кольцо, на торцах которого нарезана резьба. А в зазор вставлена высокая гайка, размеры которой позволяют перекрыть расстояние между торцами не менее чем в два раза. При соединении цепей смежные звенья вставляются в зазор, а затем перекрываются навинчивающейся шестигранной гайкой.
Соединитель цепи с гайкой обладает повышенной жёсткостью, поскольку возможный провис разрезного кольца под нагрузкой блокируется навинченной гайкой. Такелаж производится в диапазоне размеров гайки от М3 до М12, с допускаемой нагрузкой на такелаж соответственно 10 и 200 кг. Существуют также специальные разновидности соединителей с гайкой (пожарные карабины), допускающие и более высокие нагрузки.
Принципы выбора соединителя
Соединители цепей производятся из стали. Она может быть обычной и нержавеющей. В первом случае используется малоуглеродистая качественная сталь 08кп или 08пс по ГОСТ 1050-84. На такой такелаж после изготовления наносят антикоррозионное цинковое покрытие. Для более ответственного применения соединители цепей изготавливают из нержавеющей стали 08Х18Н10 по ГОСТ 4543-81.
Открытые соединители цепей обязательно должны производиться из стали повышенной свариваемости, поскольку иногда по соображениям техники безопасности свободные концы такелажа заваривают, превращая его в одноразовый. Технология производства соединителей открытого типа включает в себя навивку контура и сплющивание концов детали. Закрытые исполнения производят многопереходной гибкой из проволоки на штамповочных автоматах.
Класс прочности крепежа устанавливается по значениям допускаемой на него рабочей нагрузки. Для гаек класс прочности должен быть не ниже 6, а для грузовых винтов – не менее 5.
Крайне редко (для соединения декоративных цепочек) соединители изготавливают из литого алюминия, а поверхность деталей хромируют.
Выбор типоразмера соединителей цепи производят по следующим характеристикам:
- По допускаемой нагрузке;
- По размерам внутреннего пространства (длине, высоте и диаметру);
- По функциональному назначению.
Поскольку рассматриваемые соединения не относятся к классу силовых, то запас по грузоподъёмности обычно не должен быть более 3…4.