Содержание
При необходимости проведения различных отделочно-ремонтных работ на значительной высоте возникает острая потребность в строительных конструкциях, при помощи которых эти работы можно было бы проводить быстро и безопасно. Успешной альтернативой монтажным лесам является использование строительных передвижных вышек-тур.
Комплектующие и сборка
Строительная передвижная вышка-тура-это собираемая на месте применения конструкция модульного типа, которая состоит из ряда стандартных секций (их количество определяет функциональность изделия). В сравнении со строительными лесами, вышки–туры отличаются мобильностью применения и меньшими трудозатратами при сборке. При перемещении вышки-туры на новое место, нет необходимости в её разборке.
Модульная конструкция передвижной строительной вышки включает в себя:
- Регулируемые по высоте вертикальные опоры с фиксирующими элементами.
- Горизонтальную стальную раму.
- Соединительные гантели.
- Диагональные брусья, служащие для повышения жёсткости и крепления поручней.
- Поручни безопасности.
- Настил (он может быть с люком, а может быть и без него).
- Винтовые домкраты, которыми регулируется высота опор.
- Колёса.
- Съёмные перила.
- Стабилизирующие опоры (необходимы, если конструкция предназначена для проведения фасадных работ вне помещения).
Достоинством вышек-тур является их универсальность. Большинство конструкций разработано согласно методическим рекомендациям ЦНИИОМТП, и позволяют в течение короткого промежутка времени собрать вышку с суммарной высотой от 2400 до 21600 мм. При этом расстояние между отдельными секциями изделия составляет 2 м, а параметры каждой рамы выбираются из следующего диапазона размеров, мм:
- По длине – 1500, 2000, 3000;
- По ширине – 1000, 1400.
Модульность конструкции предусматривает установку одновременно нескольких площадок, которые расположены на разной высоте, что бывает необходимым для работ со сложными экстерьерами зданий. Сечение профильных стальных труб, из которых собираются все модели строительных передвижных вышек-тур, изготавливаются из высококачественных строительных сталей. В частности, для всех несущих элементов используется сталь 20 по ГОСТ 1050 (допускается применение стали Ст.3сп), а для изготовления элементов крепления – стали Ст. 3сп или Ст. 3пс по ГОСТ 380). Профильные трубы, из которых изготавливаются вертикальные опоры вышек-тур, могут быть алюминиевыми, но должны соответствовать техническим требованиям ГОСТ 10704.
Технические требования к производству рассматриваемых изделий следующие:
- Климатическое исполнение У по ГОСТ 15150, с сохранением функциональной способности до температур -40°С включительно.
- Все монтажные элементы не должны иметь поверхностных повреждений: вмятин, сколов, резьбовых частей и т. п.
- Расчётная нагрузка на раму не должна быть менее 200 кг/м2, а на перила – 70 кг (сосредоточенная статическая нагрузка).
- Все элементы конструкции строительной передвижной вышки подлежат проверке на ударную вязкость, которая для граничной температуры использования изделия не может быть меньше 105 Дж/м2.
Далее будут рассмотрены конструктивные особенности основных узлов вышки-туры.
Колёса
Вышка-тура на колёсах придаёт конструкции повышенную мобильность, но одновременно ограничивает и нагрузку на конструкцию, поскольку все применяемые типоразмеры колёс имеют в своём составе эластичные элементы. В рабочем состоянии, но без нагрузки, колёса должны располагаться на расстоянии не менее 2 мм от опорной поверхности, на которой стоит строительная передвижная вышка-тура. Материалом эластомера служит бензомаслостойкая резина или полиуретан. Последний обладает повышенной стойкостью против износа, а потому используется при установке вышек-тур на неподготовленных поверхностях.
Основные характеристики колёс установлены в следующих пределах:
- Внешний диаметр, мм – 75…250 (при увеличении диаметра повышаются требования к устойчивости вышки-туры, но зато снижается количество устанавливаемых на опоры колёс).
- Грузоподъёмность каждого колеса – 50…575 кг (устанавливается по контакту обода с опорной поверхностью эластичного элемента).
- Материал обода – оцинкованная сталь (чугунные колёса использовать нежелательно из-за их увеличенных размеров и возможности хрупкого разрушения при ударах или пониженных внешних температурах). Сам обод изготавливается методом холодной формовки.
- Исполнение осевого отверстия – только под роликоподшипники, которые имеют возможность компенсировать возможные внецентренные нагрузки на колесо.
- Эластомер – литая резина или полиуретан.
Различают неповоротные и поворотные колёса. В последнем случае деталь снабжается поворотным кронштейном, требования к которому не отличаются от предъявляемых к материалу обода колеса. Поворотный кронштейн для колеса вышки-туры имеет прямоугольную площадку, размеры которой определяют несущую способность опоры.
Для повышения вертикальной устойчивости вышки на колёсах они могут предусматривать тормозное устройство. Цена таких исполнений колёс выше, зато обеспечивается точное позиционирование конструкции относительно места проведения строительных работ, а также повышается устойчивость вышки-туры при изменении характера эксплуатационных нагрузок на неё.
При предельно допустимых усилиях и моментах вышки-туры снабжаются усиленными колёсами. Их особенности – широкая обрезиненная поверхность, массивный чугунный обод (в котором имеются отверстия пол установку смазочных ниппелей), а также расширенная рабочая площадка, в которой установлен двухрядный подшипник. Такие конструкции колёс предназначены для вышек-тур, эксплуатируемых на явно неровных и грубых по составу поверхностях.
Узлы крепления отдельных секций
С целью снижения собственного веса передвижной вышки-туры, все составляющие горизонтальных секций изготавливаются из алюминия. Поэтому крепёжные узлы должны предусматривать максимально надёжную фиксацию всех элементов изделия. Сталь предусматривается лишь в тех случаях, когда на вышках будут устанавливаться и постоянно работать строительные механизмы.
Крепление модульных конструкций вышек-тур (за исключением телескопических исполнений, применяемых при внутренних работах) может производиться следующими способами:
- Хомутовым креплением, которое состоит из откидного хомута и винтовой стяжки, охватывающей поверхность секции с противоположной стороны.
- Втулочным креплением, при помощи соединительной муфты между смежными деталями. Фиксация может производиться грузовым винтом.
- Клиновыми замками.
- Штыревым креплением при помощи Г-образного приваренного крюка и трубчатого патрубка.
Каждый из способов имеет рациональные границы своего применения. Хомутовое крепление наиболее универсально, и его целесообразно использовать тогда, когда присоединение новых секций производится к уже имеющейся модульной конструкции строительной передвижной вышки-туры. Вместе с тем при таком способе присоединения все изгибающие моменты прилагаются к винтовой стяжке, поэтому для вышек предельной высоты использовать хомутовое крепление можно после тщательного технического освидетельствования винтовых элементов, как наиболее слабого звена.
Втулочное крепление менее универсально, зато более функционально, и лучше реагирует на изменяющиеся эксплуатационные нагрузки, поскольку изгибающий момент равномерно распределяется по внутренней поверхности муфты. Прочность фиксации возрастает с увеличением количества грузовых винтов, поэтому такой способ подходит для высоких конструкций.
Крепление при помощи клиновых замков трудоёмко в применении, поэтому целесообразно тогда, когда размеры вышек-тур изменяются редко. Надёжность срабатывания фиксирующих пружин следует периодически проверять. Кроме того, клиновые замки требуют исключительно фланцевого оформления торцов смежных деталей, что не всегда возможно.
Штыревое крепление используется чаще других, хотя и в нём имеются слабые места. Во-первых, это гнутый крюк: если он изготовлен из малопластичной стали (например, Ст. 5), то в нём могут оставаться остаточные напряжения, которые проявят себя в продольных или поперечных трещинах. Во-вторых, это приварной патрубок: прочность в зоне сварного шва обычно не превышает 80…85% от прочности основного металла.
Выбор модели
При выборе типоразмера строительной вышки надо учитывать следующие факторы:
- Функциональные возможности: область предполагаемого применения, диапазон изменения высоты установки, требования к опорной поверхности и т. д.
- Наибольшие допускаемые нагрузки (в том числе – и динамические, от работающей техники), а также изгибающие моменты (они особенно возрастают при наличии консольных секций).
- Мобильность перемещения на новое место применения.
- Массу и размеры вышки-туры, а также трудоёмкость её установки.
- Гарантии производителя и цены.
Все модели вышек-тур должны производиться соответственно техническим требованиям ГОСТ 24258.
Для работ средней интенсивности и на высотах до 12 метров современными потребительскими возможностями обладают вышки размерного ряда УЛТ. Все элементы таких вышек сделаны из стального трубчатого профиля, имеют дополнительные опоры, повышающие устойчивость конструкции. Цена в зависимости от конкретного типоразмера – 10000…14000 руб.
Вышки-туры серии Вектор могут применяться как для наружных, так и для внутренних работ, поскольку снабжены винтовыми опорами, регулируемыми по высоте. Конструкция реализована на стальных трубах, что обеспечивает безопасное производство работ на высотах до 21 м. Цена изделий варьируется в диапазоне от 13000 до 43000 руб.
Вышки-туры типа ВСП-250 при эксплуатационных высотах от 6,6 до 14,1 м отличаются наличием дополнительных стяжек, повышающих безопасность персонала при работах со строительными механизмами. Цена изделий – от 2200 до 9400 руб.
Особенностью вышек Мега-2 является повышенные нагрузки на настил, которые могут достигать 400 кг. Соединение секций – штыревого типа. Винтовые опоры снабжены стабилизаторами. Цена – от 11000 до 13000 руб.